В этом году майские праздники мы решили провести в Крыму. Ну а наилучшим видом отдыха в Крыму в это время является поход. Посудите сами – еще нет жары, источники еще не пересохли, а на пляжах возле моря еще прохладно и температура воды не позволяет купаться. Мы присоединились к группе из 4х человек, которая проведет в походе все майские праздники, а мы пройдем с ними первую часть маршрута (3 ночевки).

В итоге маршрут получился таким:
День 1:
Бахчисарай ЖД – Свято-Успенский пещерный монастырь – пещерный город Чуфут-Кале – осадный колодец Тик-Кую – караимское кладбище – турстоянка Сарабей.
День 2:
Радиальный выход на пещерный город Тепе-Кермен – деревня Кудрино - деревня Машино – турстоянка Алимова балка.
День 3
Алимова балка – змеиная балка – деревня Малое Садовое – Сюйреньская крепость
День 4:
Спуск с Сюйреньской крепости – пещерный монастырь Челтер-Коба – деревня Малое Садовое. Это последняя точка маршрута.
Начать свое повествование, пожалуй, следует с того, что мы с Ирой ехали на поезде, а остальная часть группы - на машине, встреча была назначена примерно на 8 утра возле Ханского дворца. Билетов, однако, на поезд Харьков-Симферополь нам взять не удалось (все было выкуплено за 45 дней турфирмами, перекупщиками и прочей нечистью), ехали севастопольским поездом. В Бахчисарае мы были в 3-18 утра. Все бы ничего, но как всегда в нашей стране есть одно «НО» - оказалось, что вокзал работает только с 5 утра…Пришлось нам достать спальники и лечь спать прямо на скамейках возле зала ожидания – спасибо хоть дождя не было.
Пока наши друзья мотали километры украинских дорог, мы все-таки попали на вокзал, посетили местный буфет (было очень вкусно и недорого) и отправились пешком в старый город, присоединились к экскурсии по Ханскому дворцу. Хочу заметить, что ни экскурсия, ни дворец нас не впечатлили. Такое впечатление, что экскурсовод куда-то все время спешит, рассказывая заученные наизусть слова как попугай.
После посещения Ханского дворца две части нашей группы наконец-то соединились. Съестные припасы были разделены и вложены в рюкзаки, и мы тронулись в путь по направлению к Свято-Успенскому пещерному монастырю.

DSC_0003.JPG

DSC_0024.JPG

Если честно, то первые впечатления от веса рюкзака примерно такие : «ох ты ж блин, как столько можно тащить…», но со временем к весу привыкаешь.

DSC_0027.JPG

Свято-Успенский пещерный монастырь:

DSC_0048.JPG

Возле монастыря в источнике мы набрали свежей воды и двинулись дальше к пещерному городу Чуфут-Кале. У подножия горы мы оставили рюкзаки и сделали радиальный выход в пещерный город. Немного истории:
Город возник предположительно в V—VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. Начиная с XIV века в городе стали селиться караимы и к моменту образования Крымского ханства они, скорее всего, составляли уже большую часть населения города. Способствовали этому ограничения на их проживания в других городах крымского ханства. Во времена Крымского ханства крепость была местом содержания высокопоставленных военнопленных, там же располагался и государственный монетный двор. После вхождения Крыма в состав Российской империи ограничения на проживание караимов были отменены и они стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. В настоящее время большая часть Чуфут-Кале находится в руинах. В западной, самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения, руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки. Также хорошо сохранились две кенассы (караимских храма) и одна жилая усадьба, состоящая из двух домов.

DSC_0066.JPG

DSC_0089.JPG

DSC_0097.JPG

Данных о подземных гидротехнических сооружениях крепости до недавнего времени было чрезвычайно мало. Краткая информация имеется в публикации С. Шапшала (1895): "... караимы стойко держались в своей неприступной крепости и отражали нападения грабителей. Они могли переносить продолжительную осаду благодаря тому, что близ Малых ворот Кырк-Йера имелся подземный ход к источнику, находящемуся у подножия скалы". Именно по этой разрозненной информации, которая веками передавалась из уст в уста посвященным людям, силами спелеологов, археологов был раскопан осадный колодец Тик-Кую.
Галерея Алтын-Мердвен (Золотая лестница):

DSC_0109.JPG

Спуск по винтовой лестнице непосредственно к колодцу:

DSC_0122.JPG

DSC_0138.JPG

После посещения Чуфут-Кале и Тик-Кую мы снова одели рюкзаки и тронулись в дорогу. Дальше наш путь пролегал через караимское кладбище, впечатляющее своей необычностью, надгробными плитами с вырезанным в камне текстом и витающим в воздухе духом старины.

DSC_0148.JPG

Пройдя еще несколько километров, мы вышли на турстоянку Сарабей, где и стали лагерем. Хоть в первый день наш переход был совсем небольшим, плечи изрядно устали от рюкзаков. Зато поставив палатки, сходив за водой (кстати родник Сарабей находится достаточно далеко от турстоянки, минут 30 в одну сторону) мы имели возможность отдохнуть возле костра с бутылочкой прохладного светлого пива :)

DSC_0163.JPG

Следующий день начался с радиального выхода в пещерный город Тепе-Кермен. Немного истории:
Город расположен в 7 км на юго-восток от Бахчисарая, и в 2 км на северо-восток от городища Кыз-Кермен. Высота 544 м. Название Тепе-Кермен имеет тюркское происхождение: в переводе с крымскотатарского оно означает «холм-крепость», «крепость на вершине» (töpe — холм, вершина, kermen — крепость). Площадь пещерного города около 1 га.
Город существовал в период с VI по XIV века. Наибольшего расцвета достиг в XII—XIII веках. Высока концентрация искусственных пещер — более 230-ти. Есть пещерная церковь XII—IX веков с высеченными крестами, могилами, надписями на греческом. Среди кустарника и травы видны следы фундаментов. Стены не сохранились. Гибель города по некоторым версиям привязывают к набегу золотоордынского беклярибека Ногая в 1299 году.
До сих пор не ясно из какого источника брали воду жители города. Колодцы на территории Тепе-Кермена не обнаружены, а все известные родники находятся у самого подножия горы.

DSC_0181.JPG

DSC_0208.JPG

DSC_0228.JPG

DSC_0235.JPG

Спустившись с горы, мы одели рюкзаки и тронулись в путь. На этот день планировался достаточно небольшой переход, но мы немного запутались с ориентированием на местности по карте и вместо деревни Машино вышли в деревню Кудрино. Спросив у аборигенов по поводу автобуса - получили ответ : "Будет сейчас и через 40 минут." Подождав немного, скушав мороженое, мы решили идти пешком. Самое интересное - ни тот автобус, который "сейчас", ни тот который "через 40 минут" нас не обогнали smile . Наш дневной переход заканчивался довольно серьезным подъемом на турстоянку Алимова Балка, где мы стали лагерем.

DSC_0238.JPG

DSC_0242.JPG

DSC_0246.JPG

В третий день часть дневного перехода проходила по плато, а затем по спуску в Змеиной балке, после чего мы вышли в Малое Садовое. Здесь было устроено купание в горной речке cool . Ощущения примерно такие как в роднике в Саржином Яру, только нужно крепко держаться руками за камень чтобы не снесло течением laughing .
В минуты отдыха во время переходов очень полезно снять рюкзак, сесть на траву и полистать карту:

DSC_0266.JPG

Далее наш путь пролегал через деревню Малое Садовое на подъем к Сюйреньськой крепости. Стоит отметить что ноги уже привыкли за 2 дня к таким издевательствам и подъем дался сравнительно просто. Здесь на плато возле крепости мы стали лагерем. С плато открываются шикарные виды на близлежащие долины, горы и балки:

DSC_0281.JPG

DSC_0306.JPG

DSC_0312.JPG

На утро следующего дня мы залезли на верхушку крепости:

DSC_0348.JPG

После продолжительных сборов мы спустились к пещерному монастырю Челтер-Коба:

DSC_0369.JPG

После этого мы вновь спустились в деревню Малое Садовое, откуда нас с Ирой увез автобус в Бахчисарай, а наши спутники на автомобиле перебазировались на южный берег.
Четыре дня пролетели как один и вот уже поезд везет нас в Харьков...