О лыжных гонках и велоспорте

Авторизация



Статистика

Пользователи : 1197
Статьи : 35
Просмотры материалов : 3947331

Сейчас на сайте

Сейчас 81 гостей онлайн

Статистика bigmir

Часть2. Эдди Меркс - велосипедная легенда Печать
Автор: Magic   
08.06.2010 10:52

«Лучшая защита – это нападение. Меньше слов – больше дела» – вот девиз Эдди Меркса. Он признан самым успешным гонщиком за всю историю Тур де Франс. 96 дней в жёлтой майке лидера, 34 выигранных этапа.

Прозвище Каннибал пришло к Мерксу именно после первой победы на Большой Петле. Тогда, на Тур де Франс 1969 года, Меркс переписал негласные правила «великих», которым было достаточно атаковать раза два или три за всю гонку, а затем на полную использовать свою команду, чтобы захлопнуть дверь перед главными соперниками, позволив лишь тем, кто не опасен в генеральной классификации, добывать победы.

Эдди Меркс изменил всё. Он атаковал всегда, каждый день, он постоянно находился впереди, сам создавая отрывы. Почему он выбрал именно такой стиль ведения гонки – вот его ответ:

«Намного безопасней находиться впереди пелотона. Я не выношу, когда кто-то диктует ритм,  и чувствую себя гораздо лучше только когда иду своей собственной скоростью. Как только я нажимаю на педали, я оставляю все мысли о других. Да, многие мне говорили, что я трачу слишком много сил, но это не так. Просто для меня легче быть впереди, а не сзади. И если гонка тяжела, то она тяжела не только для меня, но и для моих соперников тоже. Если мне становится труднее, то так же чувствуют себя и остальные. Я просто ненавижу сидеть на колесе, что тут поделаешь. Если другие не так бдительны, как я, если они находятся в полусонном состоянии, я не вижу причин, почему бы мне этим не воспользоваться. Ехать в гонке впереди всех нетрудно, если твои глаза открыты».

Воплощение мечты. Тур де Франс 1969.

То, что Меркс сделал на Тур де Франс 1969 года, обсуждалось потом ещё долгие годы. Перед началом гонки Меркс вовсе не был спокоен – сыграл свою роль громкий скандал, случившийся на Джиро того же 1969 года.

Меркс  уже выиграл 4 этапа на итальянской многодневке, и преимущество в генеральной классификации составляло 1’14’’, когда его обвинили в применении допинга и не допустили на старт. В тот день Эдди не мог скрыть своего отчаяния, он по-настоящему рыдал, не успев скрыть от собравшихся журналистов свои эмоции.

Меркс на Джиро 1969 в тот момент, когда ему сообщили, что он отстранён от гонки

В анализах Меркса был обнаружен фенкафамин (Fencamfamine – препарат для подавления аппетита). Хотя в Бельгии фенкафамин не был запрещённым препаратом, на территории Италии действовали другие правила. Кроме того, тесты на допинг были проведены с нарушением  –  Мерксу было отказано в проведении повторного анализа. Организатор той Джиро Vincenzo Torriani отложил старт этапа на полчаса, пытаясь уговорить итальянскую Федерацию допустить Меркса до продолжения гонки. Но президента федерации не оказалось на месте, и Джиро продолжилась без Эдди.

В Бельгии этот скандал вызвал целую бурю протестов. Положение гонщика обсуждалось даже в правительстве, министр иностранных дел Бельгии принял участие в разрешении конфликта. На улицах, в транспорте, в офисах говорили только о Мерксе, который вернулся в родную страну на специально выделенном королевском самолёте.

Итальянцы отстранили спортсмена, но в Бельгии эти действия законными не признали, всего 4 часа понадобилось UCI, чтобы отменить решение итальянской стороны. Эдди оправдали, но продолжать гонку он, естественно, уже не мог.

Удар с дисквалификацией был настолько силён, что Меркс, который и дня не мог прожить без велосипеда, не касался его 10 дней.

Тем важнее становилась в тот год победа на Тур де Франс – возможность взять реванш.

« Времени (на подготовку) было недостаточно. Конечно, я тренировался, ежедневная рутина по 200 км за дерни, но я понимал, что для гонки этого мало. Между июнем и стартом Тура я проехал только 4 критериума и всего лишь одну гонку, которая была больше двухсот километров – это бельгийский Чемпионат. Мне нужна была, по крайней мере, ещё неделя соревнований, чтобы набрать форму. Я знал, что мои соперники могут объединяться против меня на начальных этапах. Вернее, я предполагал это, потому что я бы на их месте так и поступил».

О деле с допингом, конечно, никто не забыл, и Эдди Меркса проверяли после каждого этапа на протяжении всего Тура.

Возникло и ещё одно препятствие. Незадолго до начала Тур де Франс у Меркса обнаружили отклонения в сердечном ритме, но созванный консилиум всё же допустил его на старт, мотивируя решение тем, что многие участники соревнований на выносливость отличаются подобными отклонениями от нормы.

На первых четырёх этапах Большой Петли Эдди проделал массу работы, больше, чем все остальные гонщики.

Символично, но будущий победитель Тура начал гонку первым – в прямом смысле – в результате жеребьёвки гонщики команды Faema получили в прологе на 10,4 км  первые стартовые номера, а спортивный директор Гийомом Дрессен (Guillaume Driessens) к тому же принял довольно спорное решение, что Меркс откроет пролог. Не имея  возможности узнать результаты и скорость других гонщиков, Меркс в результате проиграл всего 7 секунд Руди Альтигу (Rudi Altig). Фактически, его физическое состояние было восстановлено   быстрее, чем он надеялся. Даже будучи готовым на 80%, Меркс превосходил всех соперников, которые подошли к Туру на пике своей формы. Гонка ещё фактически и не началась, а Джимонди, Пулидор, Pingeon, De Vlaeminck получили шок от того, что уязвимый, как многие думали, Меркс даже в прологе сумел вырвать у них драгоценные секунды.

Как Меркс потом доказывал не раз – то время, которое соперники проигрывали ему, он никогда не отдавал обратно.

«Я действительно очень хотел нанести удар на разделке, открывающей гонку. Я отдал там всё, что имел. Я знал, что первый этап Тура финиширует в моём родном городе Woluwe, где тысячи зрителей соберутся только для того, чтобы поприветствовать меня. Я испытывал трепет при мысли, что все они увидят, как я надеваю жёлтую майку».

“На пике своих усилий он выглядел на своём велосипеде так, будто сражается с невидимым врагом. Он педалировал с силой, но силой так аккуратно распределённой, так сбалансированной ,что она трансформировалась в эффективную мощность”, – написал о Мерксе автор книги “Maillot Jaun” Жан-Поль Оливье.

Первый этап до Woluwe состоял из двух частей – 1а -147км и 1b – 15.6 км – командная гонка на время.

«После финиша (первой части этапа) в Woluwe я собрал мою команду вместе, – вспоминает Меркс, – и попросил их приложить особые усилия на командной разделке. Я хотел, чтобы они ехали на пределе. Если команда выигрывала, я получал 20 бонусных секунд и перехватывал майку».

И это действительно случилось, Faema победила, а Меркс облачился в почётную жёлтую майку. Радости бельгийских болельщиков не было предела.

Эдди Меркс поблагодарил команду, особенно выделив работу Жульена Стевенса (Julien Stevens), к которому майка лидера перешла уже на следующий день.

Возможно,  такому человеку как Меркс было трудно расстаться с жёлтой майкой, примерив её всего на день, но на вопрос журналиста, не разочарован ли он,  Меркс ответил:

«Нет, он (Julien Stevens) это действительно заслужил. Он мой хороший друг и один из моих лучших помощников в команде».

На 6-м этапе до Ballon d’Alsace с прохождением вершин Grand Ballon (1353m), Grosse-Pierre (958m) и Ballon d’Alsace (1178m) Эдди Меркс первый раз «огрызнулся» серьёзно.

«Я выбрал Ballon для атаки по двум причинам, – рассказывал он. – Во-первых, это был пятый день гонки, который стал для меня поворотным моментом, когда я, наконец, нашёл свою форму. Я был счастлив тем, как идут дела, мои соперники не доставляли мне проблем, я находился в идеальной позиции, будучи вторым в генеральной классификации. Во-вторых, Ballon должен был стать первой реально трудной вершиной в гонке, почва для атаки была идеальной. Должен признаться, тогда я не собирался делать большой временной просвет между собой и другими, а  хотел проверить, насколько они готовы дать отпор. Я хотел сделать гонку более трудной, чтобы понять, насколько соперники сильны в действительности. Они совершили ошибку, предположив, что атаки не начнутся до начала подъёма, и думали, что они в безопасности на равнине».

Ни Джимонди, ни одетый на тот момент в жёлтую майку лидера Летор (Letort), ни Pingeon не успели среагировать, когда Меркс, словно пуля, вылетел из пелотона ещё до начала подъёма.

«Я просто опустил голову и поехал, не оглядываясь – получился просвет».

Лишь де Влеминк (De Vlaeminck) сумел усидеть у него на колесе, но затем падение помешало Влеминку бороться за победу на этапе.

«Я не знал подъём Ballon d’Alsace, поэтому я брал его постепенно, не усиливая скорость, не пытаясь отскочить, а остальные сыпались один за другим».

Меркс выиграл 6-й этап. Соперники получили очередной, но уже гораздо более сильный удар – Джимонди, Пенжон (Pingeon), Пулидор, Янссен (Janssen) проиграли 4’21’’

А Эдди надел жёлтую майку лидера, которая осталась на его плечах до самого последнего этапа в Париже.

На протяжении гонки преимущество Меркса только продолжало увеличиваться.

На короткой 8,8 км разделке этапа 8а он смог заработать 2секунды относительно Альтига, 15 секунд были выиграны у Пенжона, 16 -  у Пулидора, 19 – у Влеминка.

« Да, тогда я шёл с предельным напряжением, – рассказывал Меркс, – потому что этап был ультракороткий – всего около 5 миль, на самом деле это был просто длинный спринт. На таких коротких дистанциях трековики имеют преимущество, вот почему я и Альтиг заняли первые два места».

Многие часто ждут, когда же победитель даст слабину, и  поэтому тогда все с нетерпением предвкушали появление Альп, считая, что уж там Меркса удастся сбросить с пьедестала.

Но результаты, показанные Эдди, развеяли все надежды его соперников.

9-й этап до Шамони (первый альпийский этап с преодолением Forclaz (1527m) и Montets  (1461m).

Пенжон был одним из тех, кто всё ещё сохранил уверенность, что легко вернёт себе проигранные бельгийцу минуты. Он поехал в отрыв на подъёме к первой  вершине этапа Forclaz , но Меркс момент атаки не упустил. Они так и ехали вдвоём в отрыве  до самого финиша. Правда, Эдди Меркс дал французу первому пересечь два горных финиша и забрать победу на этапе. Но знающие видели, что бельгиец просто позволил Пенжону выиграть спринт. Ведь Пенжон отлично работал в паре, помогая Мерксу добыть нужный отрыв от других соперников.  Меркс был в отличной форме, но в интервью после финиша объяснил, что боль в ногах и отсутствие хорошей позиции не позволили ему выиграть этап.

10-й этап до Бриансона был очень трудным – La Madeleine (1993м), Telegraphe (1670 м), Galibier (2556 м). Погода не облегчала задачу по преодолению гор, из 111 стартовавших в тот день лишь 97 добрались до финиша. Меркс проиграл победителю этапа Ван Спрингелю (Van Springel) две минуты, но по отношению к соперникам не потерял ничего.

11 –й этап до Диня принёс Мерксу победу. Вновь отрыв, на этот раз с Джимонди, успевшим зацепиться за колесо Эдди, но в этот раз подарка сопернику в виде победы на этапе Меркс не дал. Джимонди обвинил его в нарушении слова.

- Он сказал мне, что не будет спринтовать.

На что Эдди быстро ответил:

- Я просил Джимонди работать в отрыве, но он даже не выходил на смену. Я делал всю работу сам, и я не вижу, по какой причине должен был дарить победу.

Альпы пройдены, Меркс доказал, что достоин называться сильнейшим.

С 15 этапа надежды соперников, что Меркс когда-нибудь устанет, угасли.

Пиренейские этапы – 16-й и 17-й – увековечили имя Меркса в истории Тур де Франс и принесли ему имя Каннибала.

17-й этап Тур де Франс 1969 года, на котором преодолевались Peyresourde (1563m), Aspin (1489m), Турмале (2115m) и Aubisque (1709m) Меркс прошёл фактически в одиночку и выиграл королевский этап.

Его атака на спуске с Турмале была столь впечатляющей, что соперникам оставалось только смотреть ему вслед. Меркс рисковал – на вершине Турмале его преимущество составляло лишь секунды, но после головокружительного спуска у него появилась уже минута. Обиск и 140 км до финиша – преимущество Меркса только увеличивалось. Когда осталось 105 км до конца этапа, Меркс спокойно поел, а затем снова увеличил скорость.

В интервью газете L’Equipe он сказал:

« Я просто «шёл пешком», и когда уточнил временной разрыв, решил, что должен продолжать».

На вершине Обиск он некоторое время раздумывал, нужно ли ему дожидаться помощи грегари, но когда Мерксу сказали, что его преимущество составляет уже 7 минут, он продолжил свой полёт в отрыве.

Этап длиной 214,5 км был пройден за 7 часов 4 минуты со средней скоростью 30,2 км/ч. Первый преследователь Меркса появился на финише лишь через 7 с половиной минут. Основные соперники Пенжон, Пулидор проиграли ещё больше. Джимонди приехал лишь через 14’49’’

Именно после этой победы Эдди Меркса в обиход вошли слова « мерксизм» и « планета Меркс».

20-й этап с финишем на Puy-de-Dome, победа на таком этапе могла бы стать отличным украшением уже богатого послужного списка Меркса. Но парадокс  – победу на этапе буквально выцарапал гонщик, проигрывающий жёлтой майке 3 часа и занимающий последнее место в генеральной классификации.

Пьер Матиньон (Pierre Matignon), на которого никто из пелотона не обращал внимания, набрал в отрыве значительное преимущество – за 20 км до финиша он выигрывал уже 7 с половиной минут. Меркс, как и остальные, просто «проспал» момент, когда разрыв стал критическим. И всё же бельгиец не хотел признавать поражение, он увеличил скорость погони, и  усидеть смог лишь Пулидор, да и то лишь до начала подъёма. Матиньону оставалось проехать 5 км  с  12,5% градиентом,  когда Меркс смог, наконец, мельком увидеть его на повороте.

Но Пьер Матиньон боролся до конца, полностью выдохшийся,  он ехал зигзагом. Оглянуться он позволил себе лишь когда до финиша осталось 100м плоского участка – только тогда француз понял, что выиграл. Сил ему хватило лишь на то, чтобы поднять одну руку в коротком приветственном салюте.

Меркс приехал вторым, проиграв 1’25’’

Последний 22b этап до Парижа представлял собой индивидуальную гонку длиной 36,8 км.

Ещё один этап в копилке побед Эдди Меркса. Пулидор проиграл 53 секунды, Пенжон – 1’14’’.

В итоге Меркс обошёл своего ближайшего соперника Роже Пенжона на 17 минут 54 секунды, Раймон Пулидор занял третье место с отставанием 22 минуты 13 секунд.

Такого разрыва между соперниками Большая Петля больше никогда не видела.

Кроме того, Меркс удерживал лидерскую позицию в трёхнедельной гонке с 6 по 22-й этап, он также стал обладателем зелёной очковой майки и майки лучшего горняка.

В Бельгии Эдди Меркс стал национальным героем.

Даже королю Бельгии было легче остаться неузнанным на улице, чем Эдди Мерксу

Тур де Франс 1970.

Доминирование Меркса на Туре 1970 года также было безоговорочным, хотя он к тому времени уже пережил трагедию на треке. Но даже постоянная боль стала ему в какой-то степени помогать в противоборстве с соперниками.

«То, что боль присутствовала с самого старта, заставляло меня быть предельно внимательным и хорошо настроенным. Я не боялся того, что будет впереди. Я уже страдал. А мои соперники должны были лишь «предвкушать», что может ждать их в гонке. Иногда мне было так плохо, что я ехал очень быстро специально, чтобы как можно скорее закончить гонку и иметь возможность растянуться на полу или на кровати, чтобы найти для тела удобное положение. Разум преодолевает самые большие неудачи и делает человека сильным».

И, словно под копирку Тура 69 , Меркс завладел жёлтой майкой сначала ненадолго – на первом и втором этапах, а, начиная с 6-го,  почётное одеяние  лидера он больше никому не дал примерить.

Отрывы  на равнинных этапах принесли Мерксу не только жёлтую майку, но и довольно ощутимое превосходство над соперниками.

6-й этап -  Меркс создал отрыв, победы на этапе не добыл, зато отобрал майку лидера у своего товарища по команде Дзильоли (Zilioli).

На 10-м этапе 4 человека уехали в отрыв, среди них, конечно, находился и Меркс, выигравший этот этап и сумевший отодвинуть на 3 минуты своих конкурентов кроме голландца  Зутемелька (Zoetemelk).

Меркс так много работал в отрывах, что его преимущество было бесспорно для всех.

И Зутемельк, и Пулидор после 10 этап перед журналистами признали своё поражение и объявили, что бороться будут лишь за второе место.

В Альпах лидирующее положение Меркса ещё больше окрепло, когда он выиграл 12 этап, проходивший через 5 трудных вершин.

На 13-м этапе Меркс приехал четвёртым, но соперники были ещё дальше. Идущий на втором месте в генеральной классификации Зутемельк отставал от Меркса уже на 6 мин. 39 сек..

14 этап Тур де Франс 1970 года заслуживает отдельного рассказа.

«Гигант Прованса» – легендарная Mont Ventoux появилась на Большой Петле в первый раз после трагедии с Томом Симпсоном, случившейся в 1967 году.

Эдди Меркс ни разу в своей карьере не бывал на ней.

Незадолго до начала Тура он самоуверенно сказал, что подъём на Mont Ventoux не должен быть особенно трудным.

Как видно, гора не прощала пренебрежительного отношения. Испепеляющая жара не предвещала ничего хорошего гонщикам, которые должны были преодолеть 170 км по раскалённым дорогам. Старт этапа даже задержали, чтобы избежать пика температуры – на Туре больше не хотели повторения трагедии с Томом Симпсоном.

С момента начала гонки в Гапе (Gap)  до подножия Мон Ванту Faema блокировала все попытки отрывов. За 13 км до финиша настала очередь Меркса – его  атака довольно быстро отбросила Пулидора, Ван Импа, Агостиньо, пытавшихся сесть Мерксу на колесо.

Как обычно, Меркс атаковал очень рано, накопив минуту преимущества.

Меркс на Mont Ventoux Тур де Франс 1970

И вдруг за три километра до финиша Меркс начал быстро терять свой темп. Соперники приближались, но, несмотря на это, Эдди, проезжая мимо памятника, воздвигнутого в честь Тома Симпсона, отдал своему другу и учителю дань памяти – снял фуражку и перекрестился. На последних 500 м дистанции Меркс едва крутил педали, он был полностью обессилен и сразу после финиша потерял сознание. Ему немедленно надели кислородную маску.

После финиша на Ventoux

Приехавший через минуту Van Den Bossche также использовал весь лимит своих сил, и ему  понадобился кислород, чтобы прийти в себя.

В город Carpentras, где должен был начаться следующий этап, Меркс доехал на машине скорой помощи. Позднее он написал, что мероприятия по его спасению чуть было не привели к катастрофе – слишком много кислорода получил организм.

Этап до Мон Ванту, ставший шестым победным для Эдди на той Большой Петле, заставил его ослабить усилия. Ни на одном из пиренейских этапов больше не было знаменитых атак Меркса.

Добавив ещё две победы на этапах с раздельным стартом, Тур де Франс 1970 Меркс выиграл с преимуществом 12 минут 41 секунду.

18 дней в жёлтой майке, снова выиграна номинация лучшего горного гонщика.

Меркс также экспериментировал с велосипедом  – на этапе 7а Valenciennes-Forest он впервые использовал передачу 57х11.

В тот год, выиграв на Джиро и взяв вторую победу на Большой Петле, Эдди Меркс вошёл в  круг избранных, присоединившись к Фаусто Коппи и Жаку Анкетилю.


Тур 1971 года должен был ответить не на вопрос « кто станет победителем», а скорее « с каким преимуществом на этот раз Эдди Меркс выиграет Большую Петлю».

Если Меркса нельзя вписать в стандартные рамки, то тех, кто продолжал оказывать ему хоть какое-то сопротивление, можно назвать лучшими гонщиками пелотона.

 

Соперники.

Кто же они?

Прежде всего, голландец Зутемельк (Hendrik Gerardus Jozef “Joop” Zoetemelk), ставший на ТдФ 1970 года вторым, проиграв 12’41” Мерксу. Как считали специалисты, голландцу для победы не хватало уверенности, «огня», страсти.

Зутемельк

Но, хотя Зутемельк (род. в 1946) был всего лишь на год моложе Меркса, можно сказать, что на момент их соперничества его карьера только набирала обороты. Ведь в 1980 Зутемельк всё же выиграет Тур де Франс. А уж второе место на подиуме в Париже станет его родным на многие годы ( ’70, ’71,’76, ’78, ’82). Если Зутемельк не был первым и вторым, то в десятку лучших на Большой Петле в остальные годы входил постоянно. Да и карьеру свою голландец начал с золотой медали в командной гонке на время (100км) на Олимпиаде 1968 в Мехико.

Но вернёмся к временам соперничества с Мерксом – вот один из эпизодов их борьбы, надолго оставшийся в памяти Зутемелька:

- Дни, когда он (Меркс) чувствовал себя особенно сильным, были ужасны…Я помню этап в Альпах, где мы мучались примерно полчаса, пытаясь усидеть за ним. Вдруг он обернулся и попросил его сменить впереди. Никто из нас на это не был способен! Он долго смеялся, и когда смеяться ему надоело, просто ускорился и уехал от нас,  особенно не атакуя.

Во-вторых, Люсьен Ван Имп (Lucien van Impe, бельгиец 1946 года рождения)- один из лучших горных гонщиков того времени.

Шестой в генеральной классификации ТдФ 1970, в 1971 он выиграл номинацию лучшего горного гонщика Тур де Франс и поднялся на подиум в Париже, став третьим.

Люсьен Ван Имп

Лучшим горным гонщиком он был  и в  ’72, ’75, ’77,’81,’83.

В 1976 Люсьен Ван Имп стал победителем Тур де Франс.

Его кумиром был великий испанский горняк Федерико Бахамонтес (Federico Martín Bahamontes), и это восхищение сформировало приоритеты бельгийца – гороховая майка имела для него первейшее значение. Но гонщику, получающему приз лучшего горовосходителя, обычно не хватает самую малость для победы на гранд туре.

Третий  соперник -  Бернар  Тевене (Bernard Thévenet, род. в 1948), чей дебют на Туре состоялся в 1970, когда его взяли как запасного из-за того, что два гонщика команды получили травмы незадолго до старта.

Бернар Тевене

И хотя он оказался лишь 35-м в генеральной классификации, но принёс команде  победу на 18-м горном этапе ТдФ ‘70.

Тогда, в 1971 никто ещё не знал, что через несколько лет француз войдёт в историю велоспорта как гонщик, оборвавший царствование Меркса на Тур де Франс.

И, наконец, Луис Оканья (Jesús Luis Ocaña Pernía, 1945-1994) – тот единственный из соперников, кто дал Мерксу настоящий бой на Туре 1971 года. Их дуэль вошла в историю Большой Петли как одна из самых драматичных.

В 1970 Оканья побеждал на Дофине и Вуэльте, но Тур де Франс того же года начался для него неудачно. Первые две недели  он страдал от бронхита и ехал только благодаря силе воли и решимости. В конце гонки, когда его кашель, наконец, прекратился, он по-настоящему сразился с Мерксом, выиграв этап до Puy-de-Dôme, а затем стал вторым в финальной 54-км разделке, проиграв Мерксу 1мин.47сек. Но в генеральной классификации он остался лишь 31-м.

Луис Оканья

Оканья до сих пор считается «лучшим раздельщиком, который когда-либо был в Испании».

И настрой испанца был куда более серьёзным, чем у остальных соперников.

Вот его слова:

« Я изливал на него (Меркса) весь гнев и раздражение, которое испытывал от поведения остальных соперников, слишком пассивные на мой взгляд, они полностью подчинились «Каннибалу». Однако Меркс меня  тоже раздражал, потому что хотел выиграть всё и всегда. Он командовал всеми. Так, он оказывал своё воздействие на каждую гонку и критериум, властвовал везде, удушая попытки самого незначительного отрыва, не давая ему развиться».

Когда Меркс присутствовал в гонке, Оканья, обладая, казалось бы, всеми возможностями для победы, упускал её из-за несчастных случаев. Ему фатально не везло каждый раз, когда бельгиец был рядом.

Тур де Франс 1971.

Если Луис Оканья к Тур де Франс 1971 года наращивал форму постепенно, став третьим на Париж-Ницца и вторым на Дофине Либере, то для Меркса год начался более ярко.

В 1971 году карьера Меркса достигла своего пика – в тот год он выигрывал почти каждую вторую гонку, в которой принимал участие. Милан-Сан-Ремо, Льеж-Бастонь-Льеж, Париж-Ницца, Дофине Либере – вот его победы в ту весну.

На Туре способ ведения гонки остался у Меркса прежним – захватить  лидерство с первого дня гонки.

Команда Molteni, куда Меркс перешёл в 1971 году, не подвела его на прологе, представлявшем собой командную гонку на время – Molteni были первыми, а Эдди оделся в жёлтую майку. На первом этапе он боролся за все бонусные секунды на промежуточных спринтах, чтобы оставаться первым в генеральной классификации, хотя борьба за лидерство происходила только  между ним и его товарищами по команде.

На 2-м этапе, где присутствовала небольшая горка, удобная для атаки, голландец Зутемельк затеял отрыв, но Меркс был бдителен. Тевене, Оканья. Влеминк и ещё несколько человек присоединились к побегу, и как оказалось, не зря, потому что преимущество отрыва на финише составило более 9 минут, что фактически с самых первых дней гонки выявило круг претендентов на высокие места.

Финиш 2-го этапа на велодроме в Страсбурге дал зрителям возможность насладиться схваткой двух прославленных бельгийцев – решительно настроенный деморализовать своих соперников, Меркс, сильно рискуя, выиграл спринт, опередив на четверть колеса своего земляка  Роже де Влеминка.

Многие были недовольны тем, что Меркс подавляет своей мощью весь пелотон. На  первой странице Paris-Match даже появился заголовок: «Меркс собирается убить Тур?».

Гонка направлялась к Massif Central и бельгиец каждый этап ехал агрессивно, как будто находится на однодневной классике, на сто процентов используя ресурсы своей команды, чтобы добыть небольшое преимущество в 37 секунд перед де Влеминком, находившемся пока на третьем месте генеральной классификации.

Оканья же ехал осторожно, не тратя энергию попусту и поджидая горы, он не видел необходимости бороться с Мерксом там, где ставки ещё не так высоки.

Но вот 8-й этап с финишем на Puy de Dome давал испанцу реальную возможность изменить ход гонки, чем он и воспользовался.

После 7-го этапа Меркс всё так же лидировал, ни на один день не выпуская из рук жёлтую майку.

8-й этап он начал в своей обычной манере – ехал так, как будто Тур заканчивается завтра. Никакой хитрости, никаких расчётов, а весь пелотон под его прессом, как заворожённый.

Меркс перехватывает любую попытку отрыва.

Приближается вершина Puy de Dome. Пользуясь тем, что на подъёме стоит  плотный туман, первым атакует француз Тевене, чья скорость прореживает группу до четырёх человек. За 4 км до финиша Оканья совершает решающий рывок и отдаляется от элитной группы. Что же Эдди Меркс? Он …не может закрыть просвет. Разрыв растёт, Луис Оканья всё дальше, а бельгиец лишь беспомощно смотрит ему вслед.

В этот момент Зутемельк и Агостиньо, чувствуя, что главный соперник впервые проявил слабость, также ускоряются. Луис Оканья пересекает финишную черту на вершине Puy de Dome  в одиночестве, добыв победу на этапе. Зутемельк прибывает на 7 секунд позже.

  • 1. Luis Ocana 6h21′10″
  • 2. Zoetemelk 7″
  • 3. Agostinho 13″
  • 4. Merckx 15″

Хотя разрывы на финише оказались небольшими,  значительной была психологическая победа соперников Меркса, открывших, что его энергия не бездонна, что даже великий может быть уязвимым.

И пусть жёлтая майка всё ещё не поменяла хозяина, Оканья,  Зутемельк и Тевене полны решимости продолжать атаки.

На 10-м этапе от St. Etienne до Гренобля агрессивная гонка продолжилась.

Мерксу не повезло, он прокололся на спуске с предпоследней вершины Cucheron, а техничка в горах не смогла вовремя оказать помощь. В результате Тевене, Оканья, Зутемельк пронеслись мимо него. Догнать соперников не получилось. Меркс потерял 1’36’’. Этап выиграл Тевене, а Зутемельк отобрал у Меркса жёлтую майку. Луис Оканья же вплотную приблизился к первому месту в генеральной классификации, отставая от Зутемелька всего на секунду.

  • 1. Joop Zoetemelk 54h30′15″
  • 2. Ocana 1″
  • 3. G.Pettersson 40″
  • 4. Merckx 1′00″
  • 5. Thévenet 1′22″

Вторая подряд неудача Меркса дала соперникам почувствовать вкус успеха.

11-й этап оказался ещё более драматичным. Предстояло пройти подъёмы  – Cote de Laffrey с градиентом 13%, Col du Noyer  и опасный спуск с Orcieres-Merlette (1817m).

Два года Меркс не давал соперникам спокойно вздохнуть на Тур де Франс. В этот раз, на ТдФ 1971, уже его соперники решили пользоваться малейшей слабостью бельгийца.

В результате успешной атаки Агостиньо на первом подъём образовался отрыв, в котором были и Оканья, и Зутемельк, и Ван Имп.

Луис Оканья видел,  что в тот день 11-го этапа Меркс пребывает не в лучшей форме -  бельгийцу даже не удалось добрать первый отрыв, в котором находились также Агостиньо и Зутемельк.  И  Оканья пошёл в атаку на равнинном участке.

Меркс просил пелотон помочь в преследовании, но слишком часто он сам служил для всех раздражающим фактором, поэтому помощь ему оказывали только товарищи по команде. Когда начался последний одиннадцатикилометровый подъём с градиентом 6%, Меркс лишился даже их поддержки, он сам догнал Агостиньо и Зутемелька, но Оканья был уже недостижим.

С каждым поворотом педалей преимущество испанца возрастало.

Оканья выиграл этап, а Меркс добрался до финиша лишь через 8минут 42 секунды. Оба гонщика – и бельгиец, и испанец, провели великолепную гонку, но Оканья блестяще лидировал один последние 60 км (по другим источникам он ехал соло 77 км).

Луис Оканья

Этап оказался настолько тяжёлым и быстрым, что если бы организаторы гонки жёстко придерживались правил лимита времени, то в пелотоне осталось бы лишь 39 человек.

Правила смягчили, но 20 гонщиков всё равно выбыли из соревнований во время сокрушительного 11-го этапа.

  • 1. Luis Ocana 58h33′00″
  • 2. Zoetemelk 8′43″
  • 3. Van Impe 9′20″
  • 4. G. Pettersson 9′26″
  • 5. Merckx 9′46″

Меркс, скатившийся на пятое место в генеральной классификации, признал после финиша, что гонка, которую провёл испанец, была экстраординарной:

«Сегодня Оканья укротил нас всех…он достиг пика своей мощности. Принимая во внимание, с каким преимуществом лидирует Оканья, я не знаю, что должно случиться, чтобы победа на Туре им была упущена. В сущности, для меня невозможно перекрыть дефицит, если только я не найду откуда-нибудь новые силы или он не поедет очень плохо. Но я не хочу думать об этом, я не верю, что такое может случиться».

Один из гонщиков – Celestino Vercelli так вспоминал события 11-го этапа:

«В тот день…старт сразу начинался  в гору, а Меркс был не в форме с самого начала. Может быть, он не успел разогреться, и его соперники Оканья, Агостиньо и Зутемельк, заметив это,  решили атаковать немедленно. Может быть, он не ожидал столь раннего отрыва. В любом случае в тот день было тяжёлое сражение: Меркс находился позади, а лидирующая группа ни на мгновение не замедлялась. Если бы ему помогал пелотон, то …в генеральной классификации не произошло бы таких изменений. Мерксу  было плохо потому, что никогда ещё не случалось ему оказываться отстающим и терять так много времени. Обычно это он вёз остальным  9 минут».

В тот день Меркс потерпел самое большое поражение за всю свою карьеру. Луис Оканья оказался достойным соперником.

Но гонка непредсказуема, и то, что случилось потом, показывает, что о победе никогда нельзя говорить заранее, какое бы преимущество не было в запасе у гонщика.

12-й этап вошёл в историю Тура, как день совершенно безумного побега Меркса.

Никто не ждал, что транзитный 251-км этап до Марселя по узким дорогам Прованса, сопровождавшийся смертельной жарой, принесёт что-то необычное.  Но Меркс и его команда Molteni с первых же минут гонки начали претворять тщательно разработанный план.

С самого старта в Мерлетт неутомимый Рини Вагтманс, товарищ Меркса по команде, метнулся в атаку на спуске с небольшого холма. Пелотон сразу раскололся, а Оканья, спокойно ехавший в конце пелотона и даже не закончивший на тот момент раздавать автографы, не успел отреагировать. К Вагтмансу присоединился Меркс и ещё несколько человек.

Меркс в отрыве на этапе до Марселя. ТдФ 1971

Все 250 км этапа Оканья и Гимар (Guimard), обладающий зелёной майкой  вели преследование. В свою очередь беглецы во главе с Мерксом прилагали все силы, чтобы нарастить преимущество. Они ехали так быстро, что из-за большой скорости, в моменты,  когда приходилось тормозить на спусках и поворотах, клей, соединяющий обод и шину велосипеда, начинал плавиться. Из-за этого трое товарищей Меркса выпали из отрыва, поджидая техничку,  и ему самому пришлось везти лидирующую группу почти весь этап. В сущности, в тот день Меркс был один против всего пелотона. Может быть, если бы не технические проблемы у его грегари, он бы отыграл ещё больше.

Но он  ещё раз доказал всем, что даже при огромном отставании сдаваться не намерен, и выиграл у испанца, потратившего массу сил на погоню,  две минуты. Кроме того, средняя скорость на этапе составляла 46,27 км/ч, поэтому до финиша пелотон добрался задолго до самого оптимистичного прогноза. Мэр  Марселя Гастон Деферр был среди тех, кто приехал слишком поздно, когда гощики уже ушли в душ. Он был так обижен, что распорядился больше не приглашать Тур де Франс в свой город. И его распоряжение выполнялось неукоснительно – до 1989 года (когда прошло уже три года после смерти этого мэра)  Большая Петля не заезжала в Марсель.

На 13-м этапе – 16,3 км разделке Оканья проиграл Мерксу 11 секунд.

14-й пиренейский этап ТдФ 1971 года до сих пор считается одной из самых драматичных страниц Большой Петли. Кульминация дуэли Меркс-Оканья.

214.5 км между Revel и Luchon, с прохождением вершин Portet d’Aspet (1070), Col de Mente (1350m), Portillon (1038m).

Меркс и Оканья

Угрожающие чёрные тучи нависали ещё на старте. Меркс, стремящийся отыграть как можно больше, атаковал несколько раз, встав из седла и пригнувшись к рулю, но Луис Оканья намертво приклеился к колесу бельгийца, защищая свою жёлтую майку. Когда дуэлянты достигли вершины Col de Mente , разразился сильнейший ливень с громом, молниями, градом – как будто силы природы тоже захотели поучаствовать в схватке. Нулевая видимость, скользкая, моментально исчезнувшая под потоками воды и грязи дорога привела к тому, что  тормоза почти не работали,  и многие гонщики, чтобы не рисковать, даже пошли пешком.  Но не Меркс, который, начал спуск безумно рискуя. Впрочем, Оканья рисковал тоже.

Спортивный директор испанца Maurice de Muer, предчувствуя, что такая погоня не приведёт ни к чему хорошему, просил Луиса бросить преследование, но тщетно. Через 4 км спуска Меркс, находившийся впереди, пропустил поворот, потерял равновесие и упал, потянув за собой и испанца, который продолжал ехать вплотную к нему.  Если Меркс сразу поднялся, быстро поправил цепь и уехал, то Оканья остался лежать в грязи, пытаясь расстегнуть зажимы на педалях.

Машина его команды BIC уже остановилась на обочине, собираясь оказать помощь, но в этот момент Зутемельк, пытаясь объехать техничку,  на полной скорости врезался в испанца, который уже почти поднялся. Нагонявший Зутемелька Агостиньо также не успел свернуть, и Оканья получил ещё один удар. От шока его дыхание прервалось – он впал в кому, и на вертолёте был доставлен в больницу Saint Gaudens.

Коварный спуск под дождём  с Col de Mente стал причиной падения многих в пелотоне, но Луис Оканья пострадал наиболее серьёзно – он выбыл из соревнований в момент, когда казалось, никто не может отнять его лидерство.

Меркс был так потрясён происшедшим, что даже хотел сняться с гонки. Всю ночь директор команды Molteni и товарищи по команде уговаривали его продолжать.  Меркс согласился, но из уважения к Луису Оканье отказался надевать жёлтую майку лидера на старте следующего этапа. Он заявил,  что будет в жёлтом только тогда,  когда заслужит это право, выиграв этап, что случилось лишь через четыре дня на 17-м этапе.

Перед стартом 17-го этапа до Бордо Меркс посетил Луиса Оканью в больнице. К счастью, испанец,  несмотря на страшное падение, отделался довольно легко – ушибами и рваными ранами, избежав переломов.

На этапе до Бордо за 65 км до финиша образовался отрыв, в котором, как всегда, находился и Меркс, в который раз доказавший, что в спринте с ним также трудно сражаться, как и в горах. Основная группа приехала на финиш лишь через две с половиной минуты. В этот же день Эдди Меркс окончательно утвердил своё лидерство в номинации лучшего гонщика очковой классификации. Если до 17-го этапа у Гимара ещё был шанс вернуть майку обратно, т.к. между ним и Мерксем было всего 5 очков, то на финише в Бордо Гимар потерял всё. В тот момент, когда Меркс и ещё несколько человек отделились от пелотона, Гимар занимался тем, что передавал кому-то бачки с водой и просто не обратил внимания на создавшийся отрыв.

В тот год Меркс одержал третью подряд победу на  Тур де Франс  с преимуществом почти в десять минут.

  • 1. Eddy MERCKX (Bel) 96h45′14″
  • 2. Joop Zoetemelk (Hol) 9′51″
  • 3. Lucien Van Impe (Bel) 11′06″
  • 4. Bernard Thévenet (Fra) 14′50″

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

www.astanafans.com

 

 

Комментарии  

 
#1 styfer 29.08.2010 10:11
Прочитано, принято, понято :) то что искал)
Не в обиду владельцу сайта, но ИМХО, над дизайном стоило бы поработать чуть подольше и поусерднее. Всё-таки внешний вид сайта играет немаловажную роль. Могу судить по личному опыту: после того как-на http://rem-stroy.com/ - моём сайте был нарисован и свёрстан новый диз, читатели стали задерживаться гораздо надольше, да и самому приятно смотреть. Подумайте над этим, думаю моё мнение разделят многие..
Цитировать
 
 
#2 Milagros 19.05.2014 10:38
Your content material suggests that you're
fairly well written and able to write eye catching
blog posts. Ever help make articles for others? Let me pay you on your work (on an hourly basis, per post, .etc).
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Реклама

О лыжных гонках и велоспорте. Powered by Joomla!