Будучи в командировке в Москве довелось посетить музей техники в Архангельском, что в 20 минутах езды от МКАД. Музей основан в 2005 году коллекционером и предпринимателем Вадимом Задорожным.
На момент открытия в музее насчитывалось несколько десятков экземпляров, сейчас - больше тысячи на трех этажах главного здания и открытой экспозиции. В главном здании музея на первом этаже - импортные автомобили и самолеты, на втором этаже - мотоциклы, на цокольном - автомобили СССР.
Итак, начнем с первого этажа. Безлошадный экипаж Holsman, 1902 год. И, как и для 99% остальных экспонатов, справедлива надпись "Автомобиль на ходу"
Рекламный проспект того времени, предлагающий простой, дешевый автомобиль с ременной трансмиссией и большими колесами, умеющий ездить вперед и назад:
Далее экземпляр поновее - Alfa Romeo 8С2900B 1937 года. "8С2900" в названии - маркировка мотора - 8-цилиндровый, рядный, объемом 2900 куб.см. и мощностью 180л.с. Мотор оснащался двойным турбонаддувом и спаренными карбюраторами Weber. За все время выпущен 31 автомобиль. Модель принимала участие в гонках Mille Miglia, Le Mans. Автомобиль был передовым в плане скоростных зарактеристик, однако в тоже время очень капризным в плане настройки мотора.
Более спокойная Альфа 6C2500SS с 2.5-литровым мотором мощностью 95л.с. и кузовом от ателье Pininfarina:
Французская Delahaye 135 гонщика 1930х Рене Дрейфуса. Откуда этот автомобиль у хозяина музея??
Cadillac V16 Fleetwood - первый в мире серийный автомобиль класса люкс с 16-цилиндровым мотором объемом 7.4 литра:
Легендарный Ford T (1908-1927)- именно с помощью этого автомобиля Генри Форд "посадил Америку на колеса". На машине устанавливался мотор объемом 2.9 литра, работающий с 2-ступенчатой коробкой передач. Управление автомобилем существенно отличалось от привычного сейчас - переключение передач осуществлялось педалями, а управление дросслелем - с помощью рычага наподобие авиационного, также водитель должен был во время движения вручную регулировать угол опережения зажигания. Интересный момент насчет черного цвета - сделано это было не ради удешевления, а было продиктовано применением сборочного конвеера - на тот момент единственной быстросохнущей краской была эмаль черного цвета. В последние годы выпуска появились Форды разных цветов - в это время фирма Du Pont предложила быстросохнущие эмали различных цветов.
BMW Dixi DA-2 и DA-3. Модели Dixi - первые автомобили фирмы BMW. Главный девиз моделей - "внутри больше чем снаружи"
Messerschmitt, оказывается, делали не только самолеты . Цена всего лишь 2100 марок и расход в 3.7 литра обеспечил продажи 20000 мотоколясок. Мотор - одноцилиндровый 2х-тактный объемом 174 куб.см. со стартером схожим со стартерами на бензопилах:
Аллея BMW:
Opel Admiral (1937-1939). Создавался как конкурент автомобилям марок Horch, Mercedes-Benz и Maybach:
На первом этаже музея также представлены самолеты, в основном производства ОКБ Яковлева.
Як-1, поднятый силами музея со дна озера, где он пролежал 68 лет... На экспонате практически нет обшивки что позволяет рассмотреть конструкцию крыла. Оно, кстати, почти полностью деревянное - за исключением элеронов. Осталось 2 экземпляра в мире:
Як-3. По сути модернизированный Як-1. При неизменной мощности был на 300кг легче предшественника из-за более широкого применения дерева (крыло, задняя часть фюзеляжа, оперение). Малый вес позволил достичь более высоких скоростей и, как следствие,- более высокой живучести. Один из самых массовых советстких истребителей ВОВ.
Messerscmitt Me-109. Один из самых массовых самолетов в истории. Все выпущено 33 984 экземпляра Ме-109 различных модификаций. Также в свое время был одним из самых технически совершенных истребителей.
Поднимаемся на второй этаж. Никогда не думал что чешская Jawa имела такую широкую номенклатуру моделей мотоциклов. Здесь есть даже Jawa-350 с коляской - увидеть такое на улицах практически невозможно.
Мотоцикл Indian, 1915 год. А теперь сопоставим 1915 год и...V-образный 2х-цилиндровый двигатель с 4мя клапанами на цилиндр, электрооборудование и электростартер! Также интересная особенность мотоцикла - управление дроссельной заслонкой располагалась на левой рукоятке руля - правая рука должна быть свободна для применения оружия, при этом остается возможность продолжать движение
Редкие модели мотоциклов ИЖ - для триала и для кольцевых гонок по льду:
Что можно сказать о музее в итоге? На мой взгляд он крайне рекомендуется к посещению, на обход всей экспозиции нужно закладывать 4 часа минимум. Очень приятно что практически все экспонаты содержатся в идеальном состоянии, абсолютное большинство - на ходу!